1. Вопрос: Какие общественные отношения регулирует жилищное законодательство Республики Казахстан?
Жилищное законодательство Республики Казахстан регулирует отношения с участием граждан, юридических лиц, государственных органов, связанные с:
участием сотрудников специальных государственных органов и военнослужащих.
В тоже время, отношения, связанные с финансированием строительства жилья, развитием и наращиванием жилищного фонда, регулируются соответствующим законодательством Республики Казахстан с учетом требований, установленных Законом Республики Казахстан «О жилищных отношениях» (далее — Закон).
Проживание в гостиницах, пансионатах, интернатах, домах престарелых и других помещениях аналогичного назначения вышеуказанный Закон не затрагивает, такие отношения регулируются иным законодательством Республики Казахстан (см. статью 1 Закона).
2. Вопрос: Какими нормативными правовыми актами ре-гулируются жилищные отношения в Республике Казахстан?
Жилищные отношения в нашей стране регулируются Законом Республики Казахстан «О жилищных отношениях», нормами Гражданского кодекса и иным законодательством Республики Казахстан, издаваемым в соответствии с ними (см. пункт 2 статьи 1 Закона).
3. Вопрос: Могут ли простые граждане или руководители органов управления объектом кондоминиума (кооператива собственников квартир (далее — КСК), управляющей организации и др.) принимать участие в процессе совершенствования законодательства о жилищных отношениях?
Как сказано в главном законе страны единственным источником государственной власти является народ.
Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам (см. статья 3 Конституции Республики Казахстан).
Законодательство, в том числе и жилищное, с течением времени изменяется, дополняется или утрачивает свою необходимость, то есть процесс его совершенствования практически не прекращается.
Все стратегически важные направления жизнедеятельности государства и его граждан (в том числе и ЖКХ) распределены между уполномоченными государственными органами, которые осуществляют контроль и обеспечивают разработку для данной отрасли соответствующих «правил игры» — нормативных правовых актов.
Для ЖКХ таковым на сегодняшний день является Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан.
Хотелось бы отметить, что возникшие проблемные вопросы в управлении и содержании МЖД в первую очередь затрагивают интересы собственников помещений (квартир), многие из которых имеют свое видение по их решению.
Такие предложения необходимо изложить в письменном виде (вплоть до собственной редакции затрагиваемой нормы Закона) и направить в адрес уполномоченного органа для рассмотрения.
Это связано с тем, что процедура разработки нормативного правового акта — это не только практические наработки уполномоченного органа, но и учет конструктивных предложений граждан и юридических лиц, с последующим обсуждением и согласованием с общественностью.
Таким образом, каждый гражданин может внести свой посильный вклад в совершенствование законодательства в сфере ЖКХ.
4. Вопрос: Кто управляет жилищным фондом страны?
Жилищный фонд Республики Казахстан включает частный и государственный жилищные фонды (см. статью 3 Закона).
Частный жилищный фонд — это жилища, принадлежащие на праве собственности физическим или негосударственным юридическим лицам и их объединениям (см. статью 2 Закона).
Государственный жилищный фонд — это жилища, принадлежащие на праве собственности государству и входящие в коммунальный жилищный фонд, жилищный фонд государственного предприятия, а также в жилищный фонд государственного учреждения (см. статью 2 Закона).
Управление жилищным фондом и объектом кондоминиума законодательно делегировано самим собственникам (гражданам, государственным органам и негосударственным юридическим лицам) непосредственно либо через образуемые (назначаемые, избираемые) ими органы, а также через доверенных лиц.
Таким образом, собственники помещений (квартир) имеют право управлять МЖД самостоятельно или выбрать для этого стороннюю организацию.
5. Какими основными качествами должен обладать руководитель органа управления объектом кондоминиума (КС К, управляющей организации и др.)?
Считаем, что эффективное управление МЖД во многом зависит от личных качеств управляющего — в первую очередь от стремления предоставлять свои услуги качественно.
При его наличии управляющий будет прилагать усилия для саморазвития, получения или повышения необходимых знаний, изучения и использования в работе современной методики и технологий.
Кроме того, помимо знаний в качественном предоставлении услуг, очень важна порядочность в работе. Любой успешный менеджер понимает, что отличная деловая репутация параллельно с доверием клиента/потребителя — прекрасный инструмент для продвижения рекламы своих услуг.
Немного более второстепенными, но также очень важными считаем наличие образования и соответствующих навыков управления МЖД.
6. Какие специальные знания необходимы для руководителя органа управления объектом кондоминиума (КСК, управляющей организации и др.)?
Если говорить о высшем образовании, необходимом для управления МЖД, то можно выделить три основных (по нашему мнению):
Сочетание этих трех видов образования (а также опыта и навыков работы по ним) для сферы жилищных отношений представляется наиболее эффективным, при этом наличие других дипломов также приветствуется.
Для управляющего очень важны:
7. Вопрос: Как рассчитать размер взносов на содержание общего имущества объекта кондоминиума?
Расчеты производятся органом управления объектом кондоминиума (КСК, управляющей организацией и др.).
Размер взносов на содержание общего имущества объекта кондоминиума рассчитывается по формуле (см. пункт 16 Методики расчета сметы расходов на содержание общего имущества объекта кондоминиума, утвержденной приказом и. о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 246):
В = Р год /(8 полез.* 12 мес.)
где:
В — размер взноса на содержание общего имущества объекта кондоминиума;
Р год — сумма расходов на содержание общего имущества объекта кондоминиума;
8 полез. — полезная площадь жилого дома, исчисляемая в квадратных метрах.
В результате получаем размер взноса собственника квартиры на один квадратный метр полезной площади.
8. Вопрос: Как рассчитываются затраты собственников помещений (квартир) по содержанию общего имущества? Учитывается ли при таких расчетах полезная или общая площадь помещения (квартиры)?
Размеры месячных затрат каждого собственника помещения (квартиры) на содержание общего имущества объекта кондоминиума определяются по формуле (см. пункт 17 Методики расчета сметы расходов на содержание общего имущества объекта кондоминиума, утвержденной приказом и. о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 246):
Р соб. = В *8 пом.
где:
Р соб. — размер оплаты собственника на содержание общего имущества объекта кондоминиума;
8 пом. — полезная площадь помещения, находящегося в инди- видуалыюй (раздельной) собственности, исчисляемая в квадратных метрах.
А теперь, в целях разъяснения, подробнее остановимся на понятиях площадей в квартире.
Полезная площадь жилища — это сумма жилой и нежилой
площадей жилища (см. подпункт 35) статьи 2 Закона).
Жилая площадь жилища — это сумма площадей жилых комнат (спальни, гостиной, детской, домашнего кабинета и тому подобных) в жилище (квартире), исчисляемая в квадратных метрах (см. подпункт 36) статьи 2 Закона).
Нежилая площадь жилища — это сумма площадей внутренних подсобных помещений (кухни, ванной комнаты, туалета, прихожей, коридора, квартирной кладовой и тому подобных) в жилище (квартире), исчисляемая в квадратных метрах (см. подпункт 37) статьи 2 Закона).
В тоже время, общая площадь жилища — это сумма полезной площади жилища и площадей балконов (лоджий, веранд, террас), рассчитываемых с применением понижающих коэффициентов в соответствии с нормативно-техническими актами (см. подпункт 33) статьи 2 Закона).
Таким образом, вышеуказанные расчеты производятся на основании полезной площадь жилища.
9. Вопрос: Как в зарубежных странах решают проблемы ЖКХ? Пытались ли в Казахстане перенять успешный иностранный опыт?
Основными принципами управления МЖД в мировой практике являются пообьектность и ориентированность на клиента.
Принцип пообъектности выражается в том, что управление осуществляется в отношении каждого отдельного МЖД как самостоятельного объекта управления с учетом его технического состояния, степени его благоустройства, состояния земельного участка, на котором расположен МЖД, с элементами благоустройства и озеленения на основании целей, определенных собственниками помещений данного дома.
Ориентированная на клиента деятельность управляющей организации характеризуется тем, что она направлена на добросовестное удовлетворение запросов собственников жилья как клиентов. Управляющая организация действует в рамках полномочий, установленных договором управления, отчитываясь перед собственниками в установленном законом и договором порядке.
В этом плане очень интересным представляется опыт всей сферы ЖКХ стран Восточной Европы и СНГ, так как в этих странах, как и в Казахстане, происходил аналогичный переход жилья из государственной собственности в частную собственность.
Проблемные вопросы ЖКХ всегда актуальны и рассматриваются государством как первостепенные и стратегически важные. Международный опыт в сфере ЖКХ с точки зрения возможностей его использования в Казахстане необходимо изучать. Но, в тоже время, нельзя просто копировать те или иные модели, несмотря на их эффективное использование в той или иной стране.
Объективно для каждой страны, в том числе и Казахстана, существует ряд особенностей, без учёта которых невозможно выстроить эффективную, работающую модель всей системы ЖКХ. Вместе с тем, творческий анализ положительного опыта зарубежных стран, успешно реализовавших реформы в ЖКХ, может стать базой для оптимального варианта для решения каких-либо вопросов в данной сфере в нашей стране.
10. Вопрос: Нередки случаи, когда орган управления объектом кондоминиума (КСК, управляющая организация и т.д.) самостоятельно, без участия собственников помещений (квартир) утверждает размеры взносов на управление и содержание общего имущества объекта кондоминиума. Законны ли его действия?
Утверждение размеров взносов на управление и содержание общего
имущества объекта кондоминиума требует обязательного рассмотрения и одобрения
на собрании собственников помещения (квартир), то есть относится к
исключительной компетенции владельцев помещений и квартир в МЖД (см. подпункт 2) пункта 2
статьи 42-1 Закона).
То есть у органа управления нет таких полномочий, подобные действия с его стороны незаконны.
11. Вопрос: Одним из самых острых вопросов в ЖКХ является проблема сбора собственников помещений (квартир) на общее собрание для принятия решений по управлению и содержанию МЖД. Как решить эту проблему?
Как известно, Глава государства поставил перед Правительством страны амбициозную, трудновыполнимую, но необходимую задачу — цифровизацию всех отраслей экономики и ЖКХ в том числе.
В настоящее время разрабатывается проект единой интеллектуальной информационной системы Е- 8 Н АЫУ К АС) в сфере ЖКХ.
Планируется, что с ее помощью у собственников квартир появится возможность проводить электронные голосования и принимать в них участие в удаленном доступе по всем вопросам дома, то есть отпадет необходимость собирать собственников квартир для проведения собрания. Также будет обеспечена возможность подсчета голосов и автоматического формирования протокола электронного голосования, что исключит подделку голосов или их дублирование.
Кроме того, у органов управления появится возможность размещать отчетную информацию однократно и в едином формате, наладить обратную связь с собственниками квартир, систематизировать сведения о неплательщиках, а государственные органы смогут вести мониторинг процессов и принимать взвешенные решения на основе достоверной информации, размещенной в системе.
Цифровизация сектора направлена на максимальное устранение роли человека для повышения прозрачности, точности сбыта и потребления ресурсов.
Таким образом, единая система будет представлять собой комплексное решение, функционирующее на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению и обслуживанию общего имущества в МЖД, по его содержанию и ремонту, данных о предоставлении коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с ЖКХ.
12. Вопрос: Кто несет ответственность (собственник помещения (квартиры) или орган управления объектом кондоминиума) в случае, если допущен прорыв в системе вертикальных водопроводных и канализационных труб (так называемые «стояки»)?
Прямое указание об ответственности собственника помещения (квартиры) или органа управления (КСК, управляющей организации и т.д.) за прорыв в инженерных системах вертикальных водопроводных и канализационных труб в законодательстве Республики Казахстан отсутствует.
Вместе с тем, общее имущество — это части объекта кондоминиума (подъезды, лестницы, лифты, крыши, чердаки, подвалы, внеквартирные либо общедомовые инженерные системы и оборудование, абонентские почтовые ящики, земельный участок, включая элементы благоустройства и другое имущество общего пользования), кроме помещений, находящихся в индивидуальной (раздельной) собственности (см. подпункт 24) статьи 2 Закона).
Таким образом, полагаем, что ответственность за инженерные системы, расположенные в помещении (квартире), возлагается на его собственника.
При этом считаем, что ответственность за общедомовые инженерные системы должен нести орган управления объектом кондоминиума.
13. Вопрос: Кто несет ответственность (собственник помещения (квартиры) или орган управления объектом кондоминиума), если допущен прорыв трубы в пространстве между этажами?
Ответственность за прорыв инженерных систем в межэтажном пространстве также не регламентирована законодательством Республики Казахстан.
Считаем, что в данном случае ответственность в равной степени несут собственники двух квартир.
14. Вопрос: Попадает ли деятельность органа управления объектом кондоминиума (КС К, управляющей организации и т.д.) под законодательство о защите прав потребителей? Является ли такая деятельность услугой?
Согласно подпункту 6) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» услуга — это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей потребителей, результаты которой не имеют материального выражения.
Правоотношения собственников помещений (квартир) с органом управления безусловно подпадают под действие вышеуказанного закона, так как содержат в себе нормативные признаки прав, обязанностей и ответственности потребителя и исполнителя услуги.
15. Вопрос: Возможно ли использовать пустующие в МЖД помещения (в том числе и подвальные) для размещения теплиц? Это позволило бы обеспечить городское население свежими и недорогими овощами и фруктами, потому что были бы исключены расходы на их транспортировку из сельскохозяйственных регионов страны.
В перечень услуг по содержанию МЖД включается комплексное выполнение следующих работ (см. пункт 6 Правил содержания общего имущества объекта кондоминиума, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 февраля 2015 года № 108):
В связи с чем, возникает вопрос о том, каким образом будут осуществляться вышеуказанные работы без ущерба для самих теплиц, а также для выращиваемых в них овощей и фруктов (в особенности мероприятия по дезинфекции, дератизации, дезинсекции с использованием сильнодействующих химических веществ).
Таким образом, считаем, что размещение теплиц в пустующих помещениях МЖД (в том числе и подвальных) не представляется возможным.
16. Вопрос: Среди собственников помещений (квартир) распространено мнение, что основная доля собираемых ими денег направляется на заработную плату работников органа управления. Как в законодательстве регулируется данный вопрос и каким образом должны распределяться расходы?
На общем собрании собственников помещений (квартир) принимается решение об утверждении сметы расходов на содержание общего имущества объекта кондоминиума.
При утверждении сметы расходов собственники помещений (квартир) учитывают базовую долю затрат на мероприятия в структуре расходов на содержание общего имущества объекта кондоминиума (см. Методику расчета сметы расходов на содержание общего имущества объекта кондоминиума, утвержденной приказом и. о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 246).
Базовая доля затрат мероприятий в структуре расходования денежных средств складывается из расходов на управление и содержание общего имущества объекта кондоминиума в следующем пропорциональном соотношении:
В наглядном выражении базовая доля затрат мероприятий в структуре расходов по содержанию общего имущества объекта кондоминиума (без учета затрат на капитальный ремонт) выглядит следующим образом:
п/п | Мероприятия | Доля затрат, в % |
Административные расходы (управление) | ||
1 | расходы на оплату труда руководителя и сотрудников органа управления объекта кондоминиума | 25 |
2 | начисления на заработную плату (социальный налог и социальные отчисления) | |
3 | расходы на канцелярские товары, оргтехнику и ее обслуживание | 5 |
Производственные расходы (содержание) | ||
4 | услуги по дезинфекции, дератизации, дезинсекция подвальных помещений и других мест общего пользования | 6 |
5 | услуги на противопожарные мероприятия, включая содержание противопожарного оборудования, приобретение и зарядку огнетушителей, осуществление специальных надписей, указателей, оформление планов и схем эвакуации и тому подобное | 5 |
6 | услуги по озеленению (посадка, уход, обрезка зеленых насаждений и газонов) | 5 |
7 | санитарная очистка мусоропровода, придомовых территорий, вывоз мусора (в неканализированных домах — очистка выгребных ям, уборка и побелка дворовых уборных), снега и листьев | 5 |
8 | услуги по санитарной уборке мест общего пользования | 4 |
9 | услуги по обслуживанию систем центрального отопления, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения в местах общего пользования, вентиляции и подготовка к отопительному сезону | 15 |
10 | услуги по устранению аварийных ситуаций | 10 |
11 | текущий ремонт и покраска малых архитектурных форм и оград | 10 |
12 | стоимость приобретения и установки общедомовых приборов учета | 5 |
13 | услуги по техническому обслуживанию, поверке, наладке общедомовых приборов учета | 5 |
Итого | 13 | 100 |
17. Вопрос: Какие права и обязанности есть у собственни-ков помещений (квартир) в МЖД?
Собственники помещений (квартир) (см. пункт 8 Правил содержания общего имущества объекта кондоминиума, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 февраля 2015 года № 108):
18. Вопрос: Какие наиболее важные задачи стоят перед органом управления объектом кондоминиума (КСК, управляющей организацией и др.)?
В идеале орган управления должен быть всецело ориентирован на:
19. Вопрос: Руководители органов управления объектом кондоминиума (КСК, управляющей организации и др.) часто жалуются на злостных неплательщиков, которые игнорируют ежемесячные взносы на содержание общего имущества МЖД. Взыскание задолженности в судебном порядке — долгий и трудный процесс. Есть ли более простой и быстрый способ взыскания задолженности?
Указанная задолженность может быть взыскана на основании судебного приказа (см. главу 12 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан).
Попробуем максимально лаконично отразить основные моменты.
Важным условием приказного производства является бесспорность предъявляемых требований. Поэтому стороны в нем именуются не истцом и ответчиком, а взыскателем и должником.
В приказном производстве могут быть взысканы только деньги или истребовано движимое имущество, по недвижимому имуществу судебный приказ не может быть вынесен.
Приказное производство основано на документах, представляемых взыскателем. Стороны в суд не вызываются, судебное разбирательство не проводится.
Судебный приказ может быть вынесен по требованию о взыскании задолженности с собственников помещений (квартир), уклоняющихся от участия в обязательных расходах на содержание общего имущества объекта кондоминиума, утвержденных Законом, за исключением требований о взыскании дополнительных расходов.
При просрочке собственниками помещений обязательных платежей в счет общих расходов за каждый просроченный день, начиная с первого дня последующего месяца, на сумму долга начисляется пеня в размере, установленном законодательством.
При непогашении задолженности (основного долга и пеней) в течение трех
месяцев после установленной даты платежа без уважительных причин орган управления
вправе обратиться в суд о принудительном взыскании задолженности, на который
срок исковой давности не распространяется.
Расходы, не относящиеся к указанным расходам (дополнительные расходы), не могут быть взысканы судебным приказом.
Заявление о вынесении судебного приказа подается в суд по общим правилам территориальной подсудности в письменной форме либо в форме электронного документа.
В заявлении должны быть указаны:
Заявление о выдаче судебного приказа оплачивается государственной пошлиной.
При отказе в принятии заявления государственная пошлина возвращается взыскателю. При отмене судебного приказа государственная пошлина не возвращается. При предъявлении взыскателем иска к должнику в порядке искового производства она засчитывается в счет подлежащей оплате государственной пошлины.
Судебный приказ по существу заявленного бесспорного требования выносится судьей в течение 3-х рабочих дней со дня поступления заявления в суд, подписывается судьей и не позднее следующего дня после его вынесения вручается или направляется должнику.
Должник вправе в течение 10-ти рабочих дней со дня получения копии судебного приказа или со дня, когда ему стало известно о его вынесении, направить в этот суд возражения против заявленного требования.
Возражения должника должны быть подтверждены соответствующими доказательствами о существовании предмета спора, указанного в заявлении о выдаче судебного приказа.
Судья отменяет судебный приказ, если от должника в установленный срок поступят возражения против заявленного требования либо если поступит заявление другого лица, права и обязанности которого затрагиваются судебным приказом, о несоответствии вынесенного судебного приказа требованиям закона.
Судья выносит определение об отмене судебного приказа не позднее 3-х рабочих дней со дня поступления возражения или заявления. В определении разъясняется, что заявленное взыскателем требование может быть предъявлено в порядке искового производства. Копии определения об отмене судебного приказа направляются взыскателю и должнику не позднее следующего дня после его вынесения.
Определение суда об отмене судебного приказа обжалованию и пересмотру по ходатайству прокурора не подлежит, но на него может быть подана частная жалоба, принесено ходатайство прокурором.
Если в установленный срок от должника не поступит в суд возражение, судья выдает взыскателю судебный приказ, заверенный печатью суда (либо направляет самостоятельно), для предъявления его к исполнению в соответствующий орган юстиции по месту жительства должника.
Так вкратце выглядит данная процедура.
Бесспорно, одним из ее важнейших преимуществ является отсутствие длительных судебных разбирательств.
Однако при наличии письменного возражения должника на судебный приказ органу управления придется проводить взыскание в порядке искового производства.
В тоже время, даже сам факт проведения приказного производства и поступление судебного приказа должнику может иметь положительный эффект — как стимул погашения задолженности (ввиду перспективы долгих и наверняка неуспешных для неплательщика судебных разбирательств) и недопущения ее в дальнейшем.
20. Вопрос: Для общедомовых нужд и содержания общего имущества (свет и тепло в подъезде, работа лифтов, вывоз мусора и др.) орган управления объектом кондоминиума (КСК, управляющая организация и др.) должен заключать договоры с поставщиками таких услуг. Существуют ли какие-то образцы таких договоров?
Типовые формы утверждены по следующим видам услуг: газоснабжение, обслуживание лифтов, мусороудаление, теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение и водоотведение (см. приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 февраля 2015 года № 109 «Об утверждении типовых договоров сотрудничества между органом управления объектом кондоминиума и субъектами рынка, поставляющими коммунальные услуги конечным потребителям»).
21. Вопрос: Собственники квартир для эксплуатации лифтов в МЖД используют платные карточки. Правильно ли это?
Рассмотрим данный вопрос на соответствие законодательству Республики Казахстан.
Давайте попробуем разобраться в структуре расходов в лифтовом хозяйстве.
Субъект, предоставляющий потребителям услуги по обслуживанию лифтов обязуется обеспечить поддержание и восстановление работоспособности или исправности лифтового хозяйства
при его использовании (пункт 2 Типового договора сотрудничества между органом управления объектом кондоминиума и субъектами рынка, поставляющими услуги по обслуживанию лифтов конечным потребителям, утвержденного приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 февраля 2015 годаМ 109).
Расходы на содержание общего имущества объекта кондоминиума — это обязательная сумма расходов собственников помеще- ний(квартир) посредством ежемесячных взносов на эксплуатацию и ремонт общего имущества (в нашей ситуации лифта), а также на оплату коммунальных услуг (в данном случае электричества для функционирования лифта), потребленных на содержание общего имущества объекта кондоминиума (см. подпункт 15-1) статьи 2 Закона).
Исходя из данной нормы Закона следует, что для функционирования лифтов собственники оплачивают техническое обслуживание лифтовой организацией и потребленную электроэнергию для работы лифтов.
В тоже время, общее имущество — это части объекта кондоминиума (в том числе и лифты), кроме помещений, находящихся в индивидуальной (раздельной) собственности (см. подпункт 24) статьи 2 Закона).
То есть лифт (как часть общего имущества объекта кондоминиума) принадлежит собственникам помещений (квартир) на праве общей долевой собственности (см. подпункт 11) статьи 2 Закона).
Что в указанном случае дает право собственности владельцам помещений (квартир)?
Право собственности есть признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом (см. статья 188 Гражданского кодекса Республики Казахстан).
Таким образом, собственники помещений (квартир) имеют право беспрепятственно пользоваться лифтом, но на практике для передвижения на лифте им необходимо покупать карточки.
Считаем, что лифтовые организации вынуждают владельцев квартир покупать карточки, неправомерно ограничивая тем самым их право на свободное пользование лифтом.
22. Вопрос: Кто имеет преимущественное право парковки возле МЖД — его жильцы или любой автовладелец, даже не проживающий в данном доме?
Общее имущество это части объекта кондоминиума (подъ езды, лестницы, лифты, крыши, чердаки, подвалы, внеквартирные либо общедомовые инженерные системы и оборудование, абонентские почтовые ящики, земельный участок, включая элементы благоустройства и другое имущество общего пользования), кроме помещений, находящихся в индивидуальной (раздельной) собственности (см. подпункт 24) статьи 2 Закона).
Собственник помещения (квартиры) в кондоминиуме наряду с другими собственниками имеет право пользоваться общим имуществом, а также земельным участком (см. пункты 3 статьи 34 Закона).
Исходя из вышеизложенного следует, что преимущественное право парковки возле МЖД, то есть пользование парковочным местом как земельным участком и элементом благоустройства, относящимся к общему имуществу объекта кондоминиума, принадлежит собственникам квартир (помещения) данного объекта кондоминиума.
23. Вопрос: Как поступить в случае, если ответчиком (собственник помещения (квартиры) погашена задолженность за жилищно-эксплуатационные услуги, а истцом (органом управления объектом кондоминиума) уже подано исковое заявление в суд?
Истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований или отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением или соглашением об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации либо соглашением об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры (см. пункт 1 статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан).
24. Вопрос: Какие расходы взыскиваются с ответчика при взыскании задолженности за коммунальные услуги в судебном порядке?
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с производством по делу (см. статью 102 Граж донского процессуального кодекса Республики Казахстан).
Порядок уплаты и размер государственной пошлины, а также основания освобождения от ее уплаты определяются Кодексом Рес- бюджет» (Налоговый кодекс).
Уплата государственной пошлины в бюджет должна быть подтверждена платежными или кассовыми документами, а при оплате платежей посредством банкоматов, электронных терминалов, каналов удаленной связи и платежного шлюза «электронного правительства» — чеками и квитанциями на бумажных носителях или в электронном виде (см. статью 103 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан).
К издержкам, связанным с производством по делу, относятся:
25. Вопрос: Что такое коммунальные услуги?
Коммунальные услуги это услуги, предоставляемые в жилом доме (жилом здании) и включающие водоснабжение, канализацию, газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, мусороудале- ние и обслуживание лифтов (см. подпункт 10) статьи 2 Закона).